– Арина, в последнее время многие гордо стали называть себя стилистами, предлагать индивидуальный шопинг, проводить мастер-классы и онлайн-консультации по стилю. Как считаете, достаточно ли для этого простого "вкуса" или все-таки этому искусству нужно учиться?
– Если это работа с единовременной консультацией – вот пришла женщина с проблемой, у нее завтра мероприятие, и надо ее быстро и красиво одеть, здесь достаточно обладать вкусом и базовыми навыками стилиста, которые можно вычитать в любом журнале. Ты один раз нарядил человека и благополучно забыл про него, так же, как и он про тебя. Многие часто показывают результат своей работы на фотографиях "до" и "после", но это волшебство на один день. Клиенты жалуются, что после однодневного преображения не могут носить одежду, которую им подобрали, в ней неуютно, это не их стиль, хотя вроде одежда красивая и фирменная. Ну вот зачем домохозяйку, мать троих детей или бабушку пятерых внуков одевать как fashion-блогера?
Если не хочешь быть стилистом-"однодневкой", важно не просто одеть человека, а учитывать при этом образ жизни человека, помнить, что стиль – это не фотография для Instagram, а отражение внутреннего мира человека. Я считаю, что образование в этом случае просто необходимо, и желательно, чтобы это были не месячные курсы. Поверьте, при всей неповторимости педагога никого нельзя научить стилистике за короткий срок, потому как стилист – это еще психолог, который должен понимать клиента без слов, научиться определять его проблемы по одежде, делать правильный анализ гардероба. Журналы этому не научат. Стилист без знаний основ психологии не может грамотно работать с клиентом.
– В чем же заключается работа стилиста или имиджмейкера?
– И первый, и второй работают со стилем человека. Разница в том, что стилист в большей мере работает с тем, что имеется в настоящем, а имиджмейкер, помимо этого, может создать стратегию по достижению желаемого и иногда не существующего имиджа, например для звезд или политиков, хотя иногда за такой услугой обращаются и обычные люди.
– То есть имиджмейкер может повлиять на внутренний мир человека, на его образ жизни?
- Есть определенные методики корректировки личности, позволяющие сформировать идеальный образ, который видит для себя клиент. Но нужно понимать, что это работа не одной недели. У меня, к примеру, был такой случай. Одна моя клиентка – руководитель крупной строительной компании стала замечать за собой, что стала чересчур жесткой, и ей это мешало в семейной жизни. Наша задача была – "смягчить" ее образ. Из множества методик мы решили начать с внешнего вида – слегка смягчили прическу, макияж, линии силуэта, фактуры. Через какое-то время клиентка почувствовала, что внешние изменения влекут за собой изменения внутренние: "тяжело оставаться "железной леди" в мягком кашемировом пуловере сиреневого цвета".
– Арина, как правильно выбрать себе стилиста или имиджмейкера?
– Меня часто об этом спрашивают. Прежде всего, нужно пообщаться и понять. насколько ваши с ним взгляды совпадают, ориентироваться на собственные ощущения. Кроме того, обязательно нужно посмотреть, как он одет. Не на дороговизну его одежды, а насколько стилист в ней гармоничен. Здесь важно все: подобрана ли одежда по размеру, не тянет ли она нигде, не сборит ли, все ли пуговицы корректно застегнуты, не должно создаваться впечатления, что сейчас они оторвутся от натуги. Если человек не понял свое тело, где гарантия, что поймет ваше.
– В Казахстане есть курсы стилистики и имиджмейкеров? Насколько они дорогие?
– Чтобы готовить имиджмейкеров, нужно иметь базу, которой у нас нет. Меня как-то звали работать преподавателем в один наш вуз. Но в плане обучения там не было половины профилирующих дисциплин, а половина имеющихся была абсолютно не нужной имиджмейкерам.
Что касается курсов стилистов, их много, есть и частные школы, и онлайн-курсы стоимостью от 30 до 150 тысяч тенге. Если вы решили обучиться, внимательно ознакомьтесь с учебным планом, научат ли вас всему, что вам нужно для работы.
– Как дорого стоят услуги стилистов?
– У каждого есть свой ценник, который, как ни странно, зависит не только от квалификации мастера, но и самомнения. Кто-то берет 50 долларов, кто-то 1000. Обычно услуги профессионала стоят недешево. Но, учитывая, сколько вы сэкономите на ненужных и неправильных покупках, выходит не так уж и дорого.
Есть разные варианты сотрудничества с клиентами, где-то даже можно сэкономить. К примеру, у меня в кейсе предложений есть услуга "групповой гардероб", когда мы разбираем стиль сразу нескольких подруг или мамы и дочек. Это выгодно, так как оплату можно разделить на несколько человек. Есть вариант "абонентская плата", когда клиент ежемесячно платит определенную сумму за систематические консультации. Например, он может выслать мне фото предполагаемой покупки в Whats Apр из командировки и спросить: "А надо ли?" Есть клиенты, которые обращаются два-три раза в год при смене сезонов с просьбой разобрать гардероб. Есть клиенты, которые обращаются сугубо по мероприятиям, и мы идем в магазин подбирать образ – это называется "шопинг-сопровождение". Есть люди, которые постоянно ходят ко мне на мастер-классы и лекции, а потом самостоятельно применяют полученные знания, причем не только к своей одежде, но и консультируют друзей и родных. Вариантов много, и везде абсолютно разная система работы и оплаты.
– Если я правильно понимаю, стилистика – неплохой бизнес.
– Это хороший бизнес, но не у нас. Есть три варианта монетизирования знаний по стилистике. Первый – обучение. Повторюсь, школы есть, желающие обучаться тоже, но все ли получают в итоге профессию? Нет, за месяц-два можно получить только общие знания. К примеру, что все цвета делятся на теплые и холодные, все люди делятся на цветотипы – холодные и теплые, и на этом все. А как же смешанные цветотипы? У нас в многонациональном Казахстане их очень много. А что делать, если человек не хочет или не может носить "свои" цвета, если он не хочет зависеть от какого-то цветотипа? А как поступать с одеждой, в которой присутствуют различные по температуре цвета? А с помощью платья какого цвета можно вывести эту даму из депрессии, а другую, наоборот, загнать? Это только несколько вопросов, которые первыми пришли мне в голову, на самом деле их много, и их просто нереально разобрать в рамках месячных курсов. Второй – работа на журналы или телеканалы. Там все еще веселее. На одном из наших ведущих телеканалов трудится стилистом девочка, до этого работавшая на нем же помощником визажиста, никакой первичной или дополнительной школы она не прошла, появилась вакансия, заняла место – всё… Это следствие того, что зачастую руководство каналов не знает, зачем им нужен стилист, положено по штатке, и пусть будет. А если он еще и дикторов расчесать-подкрасить может – совсем хорошо, экономия бюджета. Хотя справедливости ради нужно отметить, что требовать от этих стилистов качества достаточно тяжело, зачастую им приходится работать с тем, что собрали в согласных на сотрудничество магазинах, и еще не факт, что там будет задуманное или необходимое. Ну и третий вариант – консультации по персональному стилю. В Казахстане только начали понимать, что это реальная сфера услуг, которая помогает человеку экономить деньги и всегда хорошо выглядеть. Хорошо, что не все наши соотечественники думают: "Зачем учится управлению стилем и гардеробом, если в магазинах так много дешевых серо-черно-синих вещей, сочетая которые, тяжело ошибиться?" И у нас появляются люди, готовые заниматься своим внешним видом. Это вселяет радость и надежду на то, что наша работа нужна.
Алина Альбекова